История Эйфелевой башни
Эйфелева башня – символ Франции! Кто сейчас может подумать, что когда-то она вызывала бурю негативных эмоций со стороны самих французов, которые ни в какую не хотели оставлять её на Марсовом поле.
Но потом она стала символом. И если говорят об Эйфелевой башне, то мы сразу понимаем, о какой стране идёт речь и тем более о каком городе.
Поэтому будет справедливо узнать больше об этой оригинальной достопримечательности.
Строительство Эйфелевой башни началось 1 июля 1887 года. Этим процессом руководил талантливый инженер Густав Эйфель. Но перед строительством же тоже что-то было, скажите вы. Не с бухты барахты же построили эту красавицу?
Конечно! В 1884 году французское правительство решило организовать Всемирную выставку 1889 года. И через 2 года, в мае 1886 года первый комиссар выставки Эдуард Локруа дополнил программу интересным пунктом – конкурсанты должны были представить проект металлической башни на Марсовом поле.
Было представлено 700 проектов, которые не вызвали малейшего интереса. Фактически, конкурс был на грани срыва, Всемирная выставка, да и весь Париж, могли остаться без башни!
Но в редакции газеты «Энтрасижан» вовремя вспомнили, что в 1885 году в газетах был упомянут проект металлической башни знаменитого инженера Густава Эйфеля. В своем докладе для Общества гражданских инженеров Эйфель рассказал о 1000-футовой башне, назвав её «произведением искусства… века науки и техники».
Это спасло положение, члены жюри изучили проект и сделали Эйфелю официальный заказ. Кстати, такое быстрое решение приняли ещё потому, что Густав Эйфель был самым востребованным специалистом, его имя ассоциировалось с высоким качеством и новизной идей. Кроме того, коллеги называли Эйфеля первым инженером Франции и всего мира, а изумленная и восторженная пресса назвала его «инженером Вселенной».
Эйфелеву башню построили очень быстро даже по современным меркам. Закладку фундамента начали 2 июня 1887 года, а открытие состоялось 31 марта 1889 года.
Такая скорость работы сочеталась с высоким качеством и точными расчётами. Густав Эйфель сумел организовать труд чертёжников и расчётчиков таким образом, что это помогло качественно провести работы на всех этапах строительства от замысла до заводского производства и монтажа. Причём ни одно отверстие для миллиона с лишним заклепок не пришлось заново сверлить и не пришлось менять хоть одну из 18 тысяч балок. Вот это качество!
И удивительно, что такая невероятная и качественно выполненная задумка могла не свершиться. В феврале 1887 года 300 крупных деятелей французской культуры подписали и направили гневную петицию генеральному комиссару выставки Альфану. Среди подписавших были именитые деятели Франции такие, как Ги де Мопассан, А. Дюма-сын, Ш. Гарнье, П. Верлен и другие. Их гнев вызвали брошюры проекта, опубликованные во многих журналах.
Вот текст петиции:
«Мы, писатели, художники, скульпторы, архитекторы, страстные любители до сих пор ещё нетронутой красоты Парижа, протестуем всеми силами нашей возмущённой души, во имя оскорблённого французского вкуса, во имя находящихся под угрозой французского искусства и истории…
Неужели Париж… подчинится побуждаемой корыстными мотивами фантазии конструктора машин и тем самым навсегда и безнадёжно обесчестит себя?
…Для того чтобы понять нас, в сущности, достаточно представить себе хотя бы на мгновение в высшей степени нелепую башню, похожую на гигантскую чёрную фабричную дымовую трубу, которая давит своей варварской массой… все эти наши униженные и оскорблённые памятники, всю нашу архитектуру, ставшую такой миниатюрной и исчезающую в этом большом сновидении». [1]
Письмо с петицией попало в руки министра торговли Локруа, который раньше был первым комиссаром выставки. Вскоре он вернул письмо Альфану с припиской:
«Я прошу Вас принять протест и сохранить письмо. Оно должно фигурировать на витринах выставки.
Столь прекрасная и благородная проза, подписанная именами, известными всему миру, непременно привлечёт публику и, может быть, удивит её».
Какое интересное решение принял первый комиссар выставки! Сейчас бы это назвали грамотным маркетинговым ходом.
Строительство благополучно завершилось. И Эйфелева башня увидела свет. Кстати, многие противники строительства стали поклонниками этого замечательного строения. Например, композитор Шарль Франсуа Гуно превратился из врага в почитателя и создал на квартире Эйфеля на третьем ярусе «Концерт в облаках». А знаменитый поэт Гийом Аполлинер назвал башню «лестницей в Бесконечность» и даже написал фигурное стихотворение в виде башни.
Ещё можно сказать о том, что башню могли всё-таки разобрать. Но, к счастью, французскому военному ведомству понадобилась специальная аппаратура для использования дальней радиосвязи. И на Эйфелевой башне разместили антенну.
Вот так, благодаря прогрессу мы можем любоваться Эйфелевой башней, которая постепенно стала новым символом Парижа и самой Франции!
P.S. Мне тут попалась отличная статья о том, как выглядит Эйфелева башня изнутри. Вот ссылка.
Самой мне пока не хочется туда подниматься. А парижане шутят, что истинные французы не поднимаются на башню. Тем более, что с Эйфелевой башни не видно саму Эйфелеву башню =)
P.P.S. Ещё могу посоветовать книгу для тех, кто хочет расширить кругозор и узнать больше о шедеврах мировой архитектуры.
1.Шедевры мировой архитектуры / ред. группа: О. Елисеева, Т. Евсеева и др. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2007. – 184 с.: ил. – (Самые красивые и знаменитые).